Устное ТЗ на сайт - основная причина взаимных разногласий между
заказчиком и веб-дизайнером
Соблюдение письменной формы заключения любого договора позволяет предотвратить
многие проблемы впоследствии. Не является исключением и договор на создание сайта,
поддержку сайта, редизайн сайта и т.д.
Подавляющее большинство заказчиков не
может составить грамотное ТЗ на сайт. Объясняют они это своей
некомпетентностью, занятостью и т.д. Несоблюдение письменной формы
заключения договора - основная причина взаимных разногласий между
заказчиком и веб-дизайнером.
Многие взаимные разногласия между
заказчиком и веб-дизайнером могут быть устранены, если заказчик
тщательно подготовил контент сайта.
Контент сайта следует:
-
подготовить полностью;
-
разложить по порядку, сгруппировать;
-
сложить в одну или несколько папок, в
зависимости от объема контента;
-
подписать каждую страницу, или прошить все
страницы вместе, скрепив нитью (шнуром) и подписать, поставив печать.
-
подготовить надлежащим образом оформленную
опись контента.
При соблюдении указанных формальностей вероятность
взаимных разногласий между заказчиком и веб-дизайнером будет значительно ниже.
Надлежащим образом оформленный контент сайта
значительно снижает вероятность плагиата. Вряд ли разумный заказчик захочет
поставить свою подпись и печать на контенте, содержащем плагиат.
Если заказчик совершенно не разбирается в веб-дизайне и программировании, то
рекомендацией может стать написание им от руки письма, в котором он предоставит
веб-дизайнеру право самостоятельно разработать веб-дизайн сайта. В т.ч. систему
навигации, компоновку, выбор программного обеспечения и т.д.
Если заказчик совершенно не разбирается в вопросах веб-дизайна и
программирования, то ему целесообразно предварительно получить платную
консультацию по указанным вопросам. Незнание программирования и веб-дизайна не
может служить основанием для того, чтобы заказчик манипулировал веб-дизайнером
впоследствии.
"В чужую голову не влезешь". Большинство заказчиков при заказе сайта думает об
одном, а говорит совершенно противоположное. Через некоторое время устные
договоренности стираются из памяти, и между заказчиком и веб-дизайнером
возникают разногласия.
-
Часто бывает, что заказчику и веб-дизайнеру,
как им кажется, удалось достичь полного взаимопонимания.
-
Стороны жмут руки, и работа начинается. Но уже
через небольшой промежуток времени между ними появляются разногласия.
-
Еще через некоторое время оказывается, что
взаимопонимания между ними нет.
-
Заказчик начинает говорить о том, что он хотел
получить от веб-дизайнера совершенно не такой сайт, который сделан.
-
Веб-дизайнер, в свою очередь, пытается
объяснить заказчику, что сайт создан именно таким, как они с самого начала
договорились. Устранить разногласия оказывается сложно.
-
Обе стороны оказываются недовольны друг
другом.
Доказать, что устная договоренность и понимание
вопросов разработки сайта была именно такой, а не другой, в последствии
оказывается проблематичным.
Некоторые лукавые заказчики, после того как сайт был сделан, пытаются получить
от веб-дизайнера дополнительные услуги. Обычно они начинают ссылаться на свою
некомпетентность и говорят, что ожидали совсем не то, что им сделали. При этом
они называют некоторые сайты, почти всегда лидирующие по определенной тематике,
и говорят, что хотели бы иметь такой же сайт или даже лучше.
Начинающие и неопытные веб-дизайнеры сталкиваются со многими проблемами при
сдаче сайта из-за того, что ТЗ на сайт не было оформлено в письменном виде, и
весь контент сайта не был надлежащим образом оформлен и предоставлен заказчиком. |