-
Утверждаем: "Чтобы система поиска по сайту работала высокоэффективно,
необходимо создать искусственный интеллект".
-
Часто заказчики высказывают пожелания о включении в
состав создаваемого сайта программного модуля, обеспечивающего поиск по
сайту.
-
Программный модуль поиска по сайту, обеспечивающий
высокое совпадение результатов поиска с ожидаемым, и работающий
автономно, без вмешательства человека, смело мог бы претендовать на
название "искусственный интеллект".
Основные проблемы,
связанные с внедрением какого-либо из поисковых программных модулей,
предлагаемых на рынке:
-
Невысокое соответствие полученных данных
ожидаемым;
-
Необходимость ручной "настройки"
программного модуля под специфику сайта и решаемые
задачи;
-
Необходимость постоянного обновления модуля
при внесении изменений в сайт;
-
Необходимость тестирования модуля на
программно-аппаратную совместимость с сервером;
-
Высокая стоимость создания модуля;
-
Длительный срок разработки, настройки,
отладки и внедрения модуля;
-
Необходимость постоянного технического
сопровождения модуля высококвалифицированным веб-дизайнером или
программистом.


|
-
Не случайно, одна из наиболее сложных технических задач
-
создание сайтов, представляющих собой поисковую систему.
-
Алгоритм работы поисковой системы очень
сложен. Для его разработки нужны не только специальные технические
знания в области программирования, но и знания во многих других
областях, например, в области филологии, знания того языка, на котором
осуществляется поиск, глубокие знания той тематики, к которой относится
конкретный сайт и т.д.
-
Реальная стоимость разработки поисковой
системы может повергнуть в изумление даже крупных
бизнесменов.
|
Чтобы результаты, которые выдаются программным поисковым модулем сайта,
соответствовали ожиданиям, необходимо обеспечить возможность его
настройки администратором сайта.
В
настройках должна быть обеспечена возможность:
-
Исключения из индексации определённых слов (шумовых
слов) и определённых словосочетаний;
-
Исключения из индексации отдельных страниц сайта;
-
Исключения из индексации отдельных файлов;
-
Исключения из индексации графических и мультимедийных файлов;
-
Выдавать результаты в определённом порядке и возможность располагать их по
своему усмотрению. В том числе, располагать на первые позиции те
результаты, которые, по мнению администратора сайта, наилучшим образом
отражают результат запроса;
-
Ограничения числа выдаваемых результатов.
Как
показывает практика, поисковые модули, внедрённые в состав
сайтов, не предоставляют указанных возможностей.
-
Включённые в состав
многих сайтов поисковые модули не обеспечивают соответствие
полученных результатов ожидаемым. Разочарованный посетитель часто
покидает сайт, так и не найдя интересующую его информацию. Хотя
последняя на сайте имеется. В результате фирма, владеющая сайтом,
недополучает значительную прибыль.
-
В некоторых сайтах, в состав которых, по
требованию заказчика, был включён модуль поиска по сайту, в выданных
результатах можно найти всё что угодно, кроме нужной информации.
-
Другой распространённый случай -
избыточность выдаваемых результатов.
Пример
-
Сайт
состоит из 10 html
страниц, а в выдаваемых поисковым модулем результатах содержатся ссылки,
например, на 15 страниц этого же сайта.
-
Что говорить о сайтах, число
html страниц которых, например, 100 и более.
Найти нужную информацию на таком сайте становится невозможно.
Объясняется
это тем, что заказчик не задумывается, насколько эффективно и
целесообразно включение в состав его сайта поискового модуля.
Руководствуется он тем, что, раз у некоторых сайтов поисковый модуль
есть, то он должен быть и на его сайте.
В результате уменьшается
прибыль, которую должен и мог бы приносить его же собственный сайт.
О различии
между поиском по сайту и поиском по базе
данных...
Альтернативы поисковому модулю:
-
Грамотно построенная и функционально удобная
система навигации и
компоновки сайта.
-
Уместная и рационально построенная перекрёстная система
гиперссылок внутри содержимого страниц сайта.
-
Включение
содержания (карты)
сайта.
-
Включение в состав сайта
страниц помощи. К последним можно отнести:
-
"Вопросы
и ответы"
(2) (3) (4)
- часто задаваемые вопросы клиентов и ответы на них;
-
"Помощь
по сайту" (2) - как организован сайт,
система
навигации, структуры, обозначения;
-
"Поиск по основным
ключевым словам" - на основе перехода по
гиперссылкам;
-
"О
сайте" - автор сайта, основные требования к аппаратному и программному
обеспечению;
-
Ответы на письма читателей и многое
другое.
Пример
-
Классическая, и самая распространённая,
левосторонняя система навигации сайта, рассчитанного для просмотра на стандартном 17"
мониторе (1024 х 768 пикселей), может состоять из 25-30 гиперссылок, т.е. кнопок
системы навигации.
-
При двухуровневой системе навигации
количество страниц сайта может составить 600-700.
-
Количество информации, размещённой на таком
сайте, может составить 2000-3000 страниц формата А-4. Трудно найти
фирму, чей перечень товаров и услуг занимает подобный объём.
-
Если, всё-таки, подобная задача возникнет, то трёхуровневая, простая и
удобная, система навигации сайта позволит разместить 60 000 - 70
000 страниц информации формата А-4, что, приблизительно, соответствует
объёму Большой Советской Энциклопедии.
Резюме
-
Существуют простые,
дешёвые, эффективные и хорошо зарекомендовавшие себя альтернативные
технические решения по замене системы поиска по сайту, не требующие
вмешательства человека и не предъявляющие жестких требований по
программно-аппаратной совместимости с сервером.
-
Использование простых технических
решений позволяет посетителю быстро найти нужную ему информацию и,
как следствие, увеличить эффективность сайта, т.е. доход и прибыль
от сайта.
|