О системах
голосования, устанавливаемых на сайтах



|
-
Существует ряд программных модулей, установка которых в бизнес-сайт
может послужить мощным средством для отладки сайта и эффективной
рекламой по продвижению товаров и услуг, но может и сыграть
отрицательную роль. К таким модулям относятся чаты, форумы, гостевые
книги и системы Интернет-голосования (системы опроса
Интернет-посетителей).
-
Достаточно часто на сайтах можно
встретить формы,
предлагающие посетителям ответить на определённые вопросы.
Статистика результатов опросов общедоступна, а возможность
голосовать не требует от посетителя регистрации, т.е. ввода
идентификационных данных.
-
Целесообразность включения системы
голосования в сайт связана, в первую очередь, с посещаемостью сайта.
-
Существует понятие постоянный и переменный IP-адрес.
-
Общий смысл их следующий. Компьютер посетителя, подключающегося к
Интернет по "выделенной" линии (постоянный доступ к Интернет), имеет
постоянный IP-адрес. Компьютер посетителя,
подключающегося к Интернет с помощью предоплаченной карточки
(непостоянный доступ к Интернет), имеет переменный
IP-адрес, который может быть каждый раз различным при новом
подключении к Интернет.
|
Со стороны заказчика желание
включить систему голосования в сайт определяется:
Со стороны веб-дизайнера предложение
вставить в сайт систему голосования определяется:
Справка
IP-адрес
- сокращенное название адреса по протоколу Интернета (Internet
Protocol). Стандарт идентификации компьютера, подключенного к
Интернету.
IP-адрес состоит из четырех групп чисел от 0 до 255,
разделяемых точкой.
Пример: 123.432.154.12
Пример
-
Сайт посещают 100 уникальных посетителей в
день.
-
Система голосования установлена на первой (главной) странице
сайта.
-
Не более 2-3% числа
посетителей сайта воспользуются системой голосования.
-
Если голосование установлено на все
страницы сайта, то процент проголосовавших посетителей составляет
3-4%. Другими словами, если число посетителей сайта в
месяц составляет 3000 человек, то только 60-90 из них проголосуют.
-
Если голосование установлено только на
одной, но не на главной странице сайта, то процент проголосовавших
посетителей буден менее 1%.
-
Предположим,
что какой-то посетитель, имеющий переменный IP-адрес,
решил воздействовать на результаты голосования.
-
Данный посетитель
может несколько раз в день (например, рано утром и поздно
вечером) заходить на сайт и голосовать.
-
В результате число его
голосов может быть наибольшим среди общего числа проголосовавших.
-
Отследить и отсеять результаты
голосования нежелательных посетителей с переменным IP-адресом
технически очень сложно. В ряде случаев вообще
невозможно.
-
В итоге общий
результат голосования может быть сильно искажён. А во многих
случаях иметь противоположный ожидаемому результат.
|
Пример 2
-
Два посетителя сайта,
предварительно сговорившись, несколько раз в день заходят на
сайт, подключаясь к Интернет по переменному IP-адресу.
-
Включённое в состав сайта
голосование ставит своей целью выяснить отзывы посетителей о дизайне
бизнес-сайта. Посетителям предлагается оценить дизайн сайта по
критериям: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень
плохо".
-
Если те самые два посетителя будут
каждый раз голосовать за "очень плохо", то через несколько недель
владелец сайта начнет сомневаться в качестве дизайна сайта.
-
Через месяц-другой он будет винить
веб-дизайнера в некачественной работе.
-
Ещё через пару месяцев владелец сайта
может заказать редизайн сайта, закрыв на время существующий сайт.
-
Отрицательный отзыв одних посетителей
сайта способствует формированию такого же отрицательного отзыва и у
других посетителей сайта, даже если сайт им понравился, т.к. срабатывает
"чувство стадности".
-
А те самые два посетителя были из
конкурирующей фирмы.
-
Своего они добились - заставили фирму
изменить своё мнение и понести убытки. А сделали они это с помощью
голосования, которое фирма добровольно включила в состав своего
бизнес-сайта.



|
-
Существует ряд технических приёмов, которые предназначены
чтобы получить как можно более объективные результаты голосования.
Так, голосование устанавливается не только на первой
(главной) странице, а на всех страницах бизнес-сайта. Посетителю
предлагается предварительно зарегистрироваться и голосовать только
после регистрации, повторные результаты голосования с одним
IP-адресом исключаются
и т.д.
-
Увеличивается сложность возможной
фальсификации результатов голосования, но тем самым снижается общее
число желающих проголосовать.
-
Исключить на 100% фальсификацию
результатов голосования на сайте нельзя. Можно лишь свести к
допустимой величине вероятность фальсификации голосования.
-
Влияние одного или нескольких посетителей
на общий результат голосования может быть очень значительным, а подчас
решающим.
-
Иногда в состав сайта
голосование просят включить только потому, что его где-то видели на каком-то
сайте. Не задумываясь при этом о том, зачем вообще голосование
необходимо.
|



|
-
Включение в состав бизнес-сайта
качественного и технически грамотного голосования стоит определённых
денег.
-
Если включение голосования в состав
бизнес-сайта действительно необходимо, а результаты
должны быть как можно более объективными и независимыми, то не следует
уповать на возможность их получения без приложения сил и определённых
финансовых затрат.
-
Не случайно многие крупные компании
тратят большие финансовые средства, проводят различные опросы,
чтобы получить как можно больше объективных и независимых мнений и
оценок относительно того или иного вопроса или темы.
-
На некоторых зарубежных сайтах
посетителям за голосование предлагается определённая сумма денег. При
этом посетителю предлагается не просто ответить всего лишь на несколько
ответов, а заполнить целую анкету. В анкете предлагается указать,
например, возраст, пол посетителя, образование, материальное положение и т д. При таком голосовании можно получить
достаточно объективные ответы. Тем более, что за них голосующему платят,
пусть и небольшие, деньги.
-
В случаях, когда бюджет
бизнес-сайта незначителен, стоит больше внимания уделять непосредственно
содержимому бизнес-сайта. Воспользоваться при этом можно бесплатными
услугами: целый ряд сайтов предлагают достаточно качественные услуги по
включению в состав сайта системы голосования с возможностью настройки,
обслуживания и графической визуализации полученных результатов.
|
О целесообразности включения в состав бизнес-сайта
гостевой книги.
О целесообразности включения в состав бизнес-сайта
форума.
О голосовании в
Интернет-конкурсах.
Размещение на веб-страницах сайта опросов посетителей о том,
насколько интересна данная веб-страница, нецелесообразно.
Резюме
-
Включение в состав бизнес-сайта системы голосования должно быть
тщательно обосновано и сайт при этом должен иметь высокую
посещаемость. Только при наличии высокой посещаемости, по теории
вероятностей, можно получить более объективный результат. С другой
стороны, возникает вопрос: если сайт хорошо посещают, то так ли
необходимо включение в него голосования?
-
Включение в состав бизнес-сайта
программных модулей типа системы голосования, отвлекает внимание
посетителей бизнес-сайта от товаров и услуг, на нём
представленных. Прибыль от сайта при этом снижается.
|