-
Цвет - это ощущение, т.е. результат
физиологического воздействия излучения, попадающего на сетчатку глаза. Несмотря
на то, что отношение к цвету во многих случаях носит чисто субъективный
характер, большинство посетителей сайта связывает цвет с определёнными
понятиями и образами.
-
Проанализировать процесс цветовосприятия намного
сложнее, чем, например, эмоциональное или психологическое состояние
человека.
-
Границы, которые могут быть предписаны определённым цветам
и степени их воздействия на окружающих, довольно расплывчаты. Тем не
менее, существуют определённые закономерности цветовосприятия
дизайна сайта посетителями, основанные на научных и многочисленных
экспериментальных исследованиях.
-
Сайт может показаться посетителям сайта скучным и
неинтересным, если основная палитра сайта не соответствует
назначению сайта и перечню предлагаемых на сайте товаров и услуг.
Практические
эксперименты показывают, что многие люди сходятся во мнении относительно
условного веса цветов.
По весу цвета можно
разделить так:
Красный |
Оранжевый |
Синий |
Зелёный |
Жёлтый |
Белый |
Разные цвета, которые занимают равную площадь и имеют
одинаковую яркость и насыщенность, с точки зрения восприятия
их человеком, имеют разную
степень влияния.
Жёлтый
|
Оранжевый
|
Красный
|
Зелёный
|
Синий
|
Фиолетовый
|
100%
|
88%
|
66%
|
66%
|
44%
|
33%
|
-
Цвет изменяет наше представление о действительных
размерах предметов, причем цвета, которые кажутся
тяжелыми, уменьшают размеры. Из равновеликих фигур самой
маленькой кажется красная, синяя - побольше, белая -
самой большой. Не случайно, например, в трёхцветном
французском флаге, обычно состоящем из трёх равновеликих
по ширине полос (синяя, белая и красная), изменяют
соотношение в пропорции 33:30:37 для установки его на
кораблях, чтобы на расстоянии полосы казались равными.
-
Многочисленные исследования
показывают, что на сайтах, в основе цветовой палитры дизайна которых
преобладает красный цвет, посетители проводят меньше времени,
стремясь побыстрее его покинуть, чем на сайтах, основная палитра
которых, например, синяя или светло-серая.
-
Большинству посетителей сайта нравятся яркие или
глубокие тона по сравнению с тёмными тонами.
С цветовой палитрой
сайта посетители часто ассоциируют своё
отношение к фирме. В зависимости от выбора палитры сайта во многом можно сформировать предварительное отношение к фирме и к предлагаемым
товарам и услугам:
|
|
|
|
|
|
|
Престижные, "дородные",
могущественные,
царственные
цвета. |
|
|
|
|
|
|
|
"Пастельные", нежные бежевые, розовые, голубоватые...
Женственные, мягкие, расслабляющие... |
|
|
|
|
|
|
|
Натуральные (здоровые,
естественные) цвета
|
|
|
|
|
|
|
|
Природные (естественные),
близкие к естественным органическим, природным
компонентам... |
Больше о
цветовых ассоциациях...



 |
-
Экспериментальные исследования показывают, что
при рассмотрении различных образцов
одиночных цветов различной яркости на белом или
нейтральном сером фоне, люди, обычно, отдают предпочтение
синим тонам.
-
Меньше других нравится
зеленовато-желтый цвет.
-
Независимо от цвета общее
предпочтение отдаётся светлым фонам.
|
Людей привлекают
резко контрастные глубокие цвета, и цвета, отличающиеся по насыщенности и
яркости.
Синий |
|
Зелёный |
Жёлтый |
|
Светло зелёный |
 |
 |
 |
Во многом восприятие цвета может зависеть от настроения
человека. Например, один и тот же человек может выбрать
в разное время года или суток различный букет роз,
отличающихся по общей окраске или оттенкам. |
-
Концентрация
активного цвета в правом верхнем углу страницы сайта активизирует композицию,
все увеличивается в размере. Концентрация в левом нижнем углу страницы сайта
создаёт иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.
-
Наибольшую различимость имеет сочетание черного цвета на жёлтом фоне.
По мере ухудшения контрастности располагаются следующий сочетания:
желтый на черном, белый на синем, чёрный на оранжевом, оранжевый на
чёрном, чёрный на белом, белый на красном, красный на жёлтом, зелёный на
белом, оранжевый на белом, красный на зелёном.
-
При профессиональной разработке фирменного стиля
дизайна сайта, предназначенного для успешного ведения какого-либо
бизнеса, следует учитывать следующий психологический фактор восприятия
цвета.
-
Когда после рассматривания каких-либо цветных
поверхностей взгляд падает на белую поверхность, она кажется не белой, а
окрашенной и воспринимается в "дополнительном цвете" к рассматривавшейся
вначале цветной поверхности. Это явление носит название "послеобраз" и связано оно с инерцией зрения.
Послеобраз
Послеобраз - остаточное явление, возникающее
после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном
взгляде.
Очень яркие объекты (Солнце, пламя огня, вспышка света и
т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы.
Послеобраз хорошо
заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации
неподвижной точки. После каждого скачка
глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь
появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза -
дополнительный к цвету объекта.
-
Возникновение в сознании человека светового или
зрительного образа происходит с некоторым запаздыванием относительно
момента воздействия света на сетчатую оболочку глаза. Это время
запаздывания называется временем
ощущения и колеблется в пределах от 0,1 до 0,25 сек. в зависимости от
яркости объекта. Эта особенность работы человеческого глаза
лежит, например, в основе непрерывного, с нашей точки зрения,
восприятия дискретных быстрочередующихся образов: кино и телевидения.
-
При последовательной быстрочередующейся смене кадров последовательный
образ, возникающий в мозгу зрителя, не успевает замечать
затемнение экрана, возникающее при смене соседних кадров на
киноленте.
-
Человеческий глаз также не способен уловить "смену
кадров" ("дрожание экрана", "мелькание экрана" и т.д.) монитора
компьютера при частоте свыше 100 Гц.
-
Чем больше яркость предмета, тем меньше время
ощущения. Зрительное ощущение исчезает также не сразу после
окончания действия света.
-
Остающееся после окончания светового воздействия
зрительное ощущение называется последовательным образом.
Таблица цветов послеобраза
Цвет |
Цвет послеобраза |
Жёлтый |
Синевато-фиолетовый |
Жёлто-оранжевый |
Ультрамариновый |
Оранжевый |
Васильково-синий |
Красно-оранжевый |
Зеленовато-голубой |
Красный |
Сине-зеленый |
Пурпурно-красный |
Зелёный |
Пурпурно-фиолетовый |
Жёлтовато-зелёный |
Фиолетовый |
Зеленовато-жёлтый |
Синевато-фиолетовый |
Жёлтый |
Ультрамариновый |
Жёлто-оранжевый |
Васильково-синий |
Оранжевый |
Зеленовато-голубой |
Красно-оранжевый |
Сине-зелёный |
Красный |
Зелёный |
Пурпурно-красный |
Желтовато-зелёный |
Пурпурно-фиолетовый |
Зеленовато-жёлтый |
Фиолетовый |
-
Если на глаз
воздействует периодическая смена света и темноты, то зрительное восприятие
такого раздражения зависит от частоты смены света и темноты. При достаточно
большой частоте глаз будет воспринимать свет постоянной яркости. Число
прерываний света в секунду, при котором достигается ощущение неизменной яркости,
называется критической частотой прерывания.
-
Именно эти особенности (инерция зрения) устройства и работы человеческого глаза накладывают
определённые требования к разработке фирменного стиля дизайна сайта,
предназначенного для успешного ведения того или иного бизнеса.
-
Чем меньше цветов используется
при оформлении дизайна сайта, тем легче добиться
определённого воздействия (цветовой ассоциации)
на посетителя сайта.
-
Чем меньше контрастность и плавней переходы в цветовом
оформлении сайта, тем с большей вероятностью можно предугадать цветовое
воздействие на посетителя сайта.
-
В профессиональном веб-дизайне
более предпочтительны плавные градиентные рисунки и
фоны по сравнению с мозаичными фонами и
контрастными рисунками.
-
У разных
народов цветовые ассоциации различны: на Западе чёрный
цвет ассоциируется со смертью и мрачными мыслями, в Японии белый цвет - цвет
смерти. Во многих странах, например, белый цвет - традиционно свадебный,
а в некоторых - траурный. В странах с засушливым климатом зеленый цвет считают
сильным и успешным.
-
Во многом восприятие цвета зависит также и
от вероисповедания посетителя сайта и от его национальности (страны
проживания). Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде -
возможно, причины этого кроются в религии.
-
Во многих случаях посетители сайта реагируют на
цвет одинаково. Такие цвета, в первую очередь, красный,
желтый, зеленый и синий цвета. Синему цвету большинство посетителей
сайта отдают предпочтение.
-
Больше о послеобразе.
-
Восприятие графики посетителями сайта.
|