Лифтовое хозяйство
небоскребов
На сайте
небоскреба обязательно должно быть рассказано о его лифтовом хозяйстве.
Стоимость
лифтового хозяйства современных небоскребов составляет от нескольких
десятков до нескольких сот миллионов долларов. Лифтовое хозяйство
занимает около 30% площади современных небоскребов.
Многие люди не любят ездить в лифтах. Но
еще больше людей не любят ждать лифт, и останавливаться на каждом этаже.
Особенно актуально это для тех, кто живет или работает на верхних этажах
зданий. Чем больше этажей в небоскребе, тем дороже и сложнее его
лифтовое хозяйство.
В современных небоскребах, работают, в среднем, 100-150 различных лифтов.
Многие люди бояться ездить на скоростных
лифтах небоскребов. Поэтому дизайн лифтов современных небоскребов
отличается изысканностью. Большинство лифтов современных небоскребов
- роскошные. Стоимость лифта в современном небоскребе составляет от
миллиона долларов.
Не случайно говорят, что две вещи делают
небоскрёбы экономически рентабельными: прочный стальной каркас и
безопасный лифт.
Около 200 человек погибли в лифтах
Всемирного торгового Центра 11 сентября 2001 года. Эта трагедия
заставила проектировщиков небоскребов
совершенно по-новому проектировать лифты. Требования к безопасности
современных лифтов в небоскребах стали жестче.
Существуют две основные характеристики
лифтов в небоскребах:
-
Первая - вместимость.
-
Лифты небоскребов должны
бесперебойно перевозить тысячи людей. В современных небоскребах
могут находиться одновременно несколько десятков тысяч человек.
Поэтому лифты в современных небоскребах должны успеть перевезти
тысячи людей всего за несколько минут в случае, если небоскреб
будет подвержен непредвиденному воздействию, или надо срочно
эвакуировать всех людей из небоскреба.
-
Считается, что лифты в современных
небоскребах должны перевезти не менее 10% всех находящихся в нем
людей не более чем за 5 минут.
-
Вторая - интервал, или частота
обслуживания.
-
Интервал - среднее время поездки
туда и обратно одного лифта, разделенного на число лифтов.
-
В американских небоскребах
требуется, чтобы интервал был меньше тридцати секунд, и среднее
время ожидания был приблизительно 60% из этого времени.
Лифты современных небоскребов являются
показателем уровня развития лифтов на определенный момент времени.
Например, первый двухпалубный (двухэтажный) лифт был установлен
компанией ОТИС в 1931 году в 67-этажном здании городского сервисного
центра в Нью-Йорке. Одновременно двухпалубный лифт должен был
обслуживать подземку, строительство которой было запланировано.
В двухпалубных лифтах кабины располагались
одна над другой и имели один и тот же подъемный механизм. Вход в лифты
был открыт как из подземки, так и с улицы: пассажиры могли одновременно
с двух уровней заходить в верхнюю и нижнюю кабины. Но двухпалубные лифты
могли быть установлены не в каждом небоскребе: система тросов и
противовесов была сложна в управлении.
-
В 2003 году ОТИС усовершенствовал свои
двухэтажные лифты: для оборудования ими зданий не стало требоваться
равных пролетов между этажами.
-
Модернизированные двухэтажные лифты
считаются высокотехнологичным транспортным средством, первое из
которых было установлено в 54-этажной башне MORI, относящейся к
токийскому комплексу зданий в Roppongi (Япония).
-
Проблему неравномерной этажности
решили при помощи системы, которая автоматически поднимает или
опускает лифт до двух метров, чтобы выровнять уровни пола кабины и
лифтового холла.

Лифты небоскреба Тайбэй 101
занесены в книгу рекордов Гиннеса, как самые быстрые в мире
лифты в 2004 году. |
У лифтов в небоскребах есть
свой рейтинг и свои рекорды, которые постоянно побиваются в
вводом в строй нового высокого небоскреба.
Например, 15 декабря 2004 года
концерн TOSHIBA поставил на
небоскреб
«Тайпей 101» два самых скоростных, на 2004 год, в мире
лифта: максимальная скорость подъема лифта составляет 16,5
м/сек.
Каждый из лифтов небоскреба Тайбэй
101 стоит более $2 млн.
В общей сложности компания TELC (Toshiba
Elevator and Building Systems Corp.), являющаяся структурным
подразделением концерна TOSHIBA, установила на «Тайпее 101» 61
лифт (из них 27 скоростных и 34 двухпалубных) и 50 эскалаторов.
Скоростные лифты, построенные конценном TOSHIBA, могут
одновременно принять 24 пассажира и перевозить их со скоростью:
около 60 км/ч при подъеме вверх, и 36 км/ч при движении вниз.
При подъеме лифт Тайбэй 101
преодолевает 382 метра за 39 секунд, т.е. около 10 м/cек.
Эти лифты превзошли достигнутый их предшественниками рекорд
скорости на 33%. При этом внедрение в функциональную схему
кабины уникальной системы нормализации барометрического
параметра воздуха позволило устранить неприятные ощущения,
возникающие у большинства людей при высокой скорости подъема.
На повышение комфортности поездки в лифте нацелена и активная
система пространственной стабилизации кабины. Эту функцию
реализует устройство направленного гашения вибрационных волн,
активизирующееся после анализа данных, получаемых от
соответствующего датчика, установленного в кабине лифта Тайбэй
101.
Лифты имеют акустический комфорт. Кабины лифтов Тайбэй 101
имеют аэродинамические свойства. Благодаря этому удалось
снизить уровень шума, возникающего при движении кабины на
высокой скорости в узкой шахте. |
На заметку
На начало 2009 года следующие в списке
самых быстрых лифтов в мире стоят лифты, установленные в высотках №2 и
№3, на небоскребах-близнецах Petronas Towers (Куала Лумпур, Малайзия), и
№4 Sears Tower (Чикаго, ША).
Petronas Towers — 88-этажный небоскреб (451,9 м) — построен в столице
Малайзии Куала-Лумпур. В каждой из башен Petronas Towers смонтировано по
29 двухэтажных лифтов общей грузоподъемностью 52 человека. Скорость их
движения 3,5—7 м/сек. Всего в башнях эксплуатируется 76 пассажирских и
грузовых лифтов компании ОТИС.
В 99-этажном небоскребе Sears Tower (Чикаго, США), построенном в 1973
году, максимальная скорость кабины при движении вверх составляет чуть
более 8 м/cек.
Скоростные лифты для 97-этажного комплекса
(414,5 м) Trump International Hotel будут иметь максимальную
скорость подъема около 8 м/сек.
Стать
всемирно известным лифт может не за счет своей скорости, вместимости
или каких-либо технических новшеств.
Например, в
лифте новозеландского
небоскреба Sky Tower, секция пола прозрачная. Пассажиры могут наблюдать
подъем-спуск лифта, смотря себе под ноги.

О том, насколько важны лифты для
современных небоскребов, свидетельствует то, что в Японии в начале 2008
года открыли небоскреб для испытания лифтов: пассажиров будут возить со
скоростью свыше 60 км/ч.
-
Японская корпорация Mitsubishi
Electric открыла гигантскую башню, в которой будут тестировать новые
технологии в области строения лифтов
-
Башня Солэ высотой 173 метра
стала новой достопримечательностью японского города Иназава.
-
Представители Mitsubishi Electric
заявляют, что она необходима для испытаний скоростных лифтов нового
поколения. Проект башни стоимостью около 50 млн. долларов позволит
Mitsubishi Electric на практике проверять работоспособность
отдельных узлов и деталей лифтов.
Высотное строительство, подземное
строительство - стратегические направления градостроительного развития в
больших городах.
Любое
современное многоэтажное здание, высотное оно или подземное, обязательно
должно быть оборудовано лифтами. От качества, надежности и удобства
лифтов во многом зависит коммерческий успех небоскреба.
Знаете ли
Вы?
Самым первым небоскрёбом принято считать
построенное в 1885 году в Чикаго здание Хоум Иншуренс билдинг (The Home
Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года. Первоначально оно
имело 10 этажей. Позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два. Автор
проекта — американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William
LeBaron Jenney) — предложил новаторскую технологию строительства, при
которой впервые был использован несущий каркас.
Лифт впервые стал таким, каким мы его
знаем - электрическим, впервые в 1904м году.
Лифты для километровых небоскребов -
будущее за магнитными лифтами
В самых высоких небоскребах, которые
предполагается построить, предполагается использоваться новую
модель лифта - магнитный лифт. Если верить разработчикам
небоскребов и лифтов, то вскоре лифты на тросах останутся в
истории.

Магнитный лифт
Toshiba
Elevator and Building Systems Corp. - один из первых магнитных
лифтов в мире.
Был продемонстрирован в Токио 17
января 2006 года.
|
-
Магнитный лифт поднимается не
за счет движения троса, а благодаря магнитному полю.
-
Известно, что поле,
создаваемое сильным электромагнитом, способно выталкивать
пара- и ферромагнитные материалы, компенсируя силу земного
притяжения. Чтобы выталкиваемое тело оставалось в
равновесии, конструкторы используют систему фотосенсоров,
которая заставляет поле усиливаться, если объект начинает
падать, и наоборот.
-
Физический эффект, на основе
которого работают магнитные лифты, уже активно
применяется в технике: на нем основана конструкция поездов
на магнитной подушке. Впервые они стали регулярно перевозить
пассажиров в 1984 году в Бирмингеме.
-
Рекордной для этого вида
транспорта скорости - 581 километр в час - добились 02
декабря 2003 года в японской префектуре Яманаси.
-
На начало 2009 года
действующая магнитная железная дорога связывает шанхайский
аэропорт с центром города. Поезда движутся по ней со
скоростью до 450 километров в час.
-
Магнитный лифт функционирует
по принципу скоростного поезда на магнитной подушке.
-
На кабине лифта укреплены
постоянные магниты, а в шахте установлены электрические
катушки. Они поочередно приводятся в действие электрическим
током. Благодаря этому образуется магнитное поле, приводящее
в движение кабину лифта.
-
Традиционные стальные тросы,
используемые в лифтах современных небоскребах, настолько
тяжелы, что могут порваться от собственного веса. Такая
проблема не стоит перед лифтами, движимыми силой магнитного
поля.
-
Магнитные лифты могут
подниматься на неограниченную высоту. Но это не единственное
достоинство нового устройства.
-
Одно из новшеств магнитного
лифта заключается и в том, что он сможет ездить не только по
вертикали, но и по горизонтали. Магнитный лифт сможет не
только доставить пассажиров до нужного этажа, но и подвезти
его до двери офиса или квартиры, двигаясь по горизонтали.
-
Магнитные лифты экономят
пространство, которое особенно ценно в небоскребах,
На магнитные лифты может уйти меньше половины объема
пространства, которое сегодня занимают лифты. Освободившуюся
площадь можно использовать в коммерческих целях для квартир,
офисов, ресторанов и т.д.
|
Toshiba Elevator and Building Systems Corp.
(TELC)
http://www2.toshiba-elevator.co.jp/elv/infoeng/index.jsp
www.toshiba-elevator.co.jp
Конструкцию магнитного лифта представили разные лифтовые компании в
мире. Несколько различных организаций в мире борются за право называться
первыми, кто изобрел магнитный лифт.
Экспериментальная конструкция магнитного
лифта демонстрировалась аахенской Высшей технической школой всем
интересующимся со всего мира.
-
Чтобы удостовериться в том, что лифт
едет ровно и спокойно, не нужно сложного оборудования.
-
Можно взять монетку, поставить ее
вертикально на пол кабины, запустить лифт на максимальной скорости.
-
Если после такой поездки монетка
продолжает стоять, значит, мы хорошо поработали.
Опыт удается: монетка осталась стоять.
Для справки
Высшая техническая школа г.
Аахена
(Германия)
Созданная в 1870 году Рейнско-Вестфальская
Высшая техническая школа Аахена (таково полное название вуза) с самого
начала задумывалась как вуз, готовящий инженеров для прусской
промышленности.
Высшая техническая школа Аахена является
крупнейшим техническим вузом страны. Вуз состоит из десяти факультетов:
математики, информатики и естественных наук, архитектуры, гражданского
строительства, машиностроения, георесурсов и материаловедения,
электротехники и информационных технологий, гуманитарных наук и
искусства, бизнеса и экономики, медицины.
В истории университета есть два
Нобелевских лауреатов – Вольфганг Пауль (1989 год, физика) и Райнхард
Зелтен (1994 год, экономика).
Аахен
– самый западный город
Германии, он находится на границе с Бельгией. В Аахене более 250 000
тысяч жителей.
www.rwth-aachen.de
www.aachen.de
Лифтовые ассоциации в мире
Сайты
лифтовых компаний в мире
За
разработкой высокоэффективных сайтов "под ключ" по
лифтам для небоскребов, их
поддержкой и раскруткой, обращайтесь в веб-студию "Антула".
|