Геолокация (англ. geolocation) - обнаружение реального
географического положения (страна, город) компьютера, соединённого с
сетью Интернет, мобильного устройства, получаемое на основе IP-адреса,
данных, встроенных в программное или аппаратное обеспечение, или другой
информации.
Для справки
IP-адрес
Каждый компьютер, подключенный к
Интернету, имеет свой цифровой адрес (IP-адрес), который состоит из
четырех групп чисел от 0 до 255, разделяемых точкой.
Пример: 123.123.123.255
IP-адрес представляет собой 32-битовое
(по версии IPv4) или 128-битовое (по версии IPv6)
двоичное число. Удобной формой записи IP-адреса (IPv4) является
запись в виде четырёх десятичных чисел (от 0 до 255), разделённых
точками, например, 191.167.0.1. (или 127.10.2.29 — традиционная
десятичная форма представления адреса, а 10000000 00001010 00000010
00011110 — двоичная форма представления этого же адреса).
IP-адрес называют динамическим,
если он назначается автоматически при подключении устройства к сети
и используется в течение ограниченного промежутка времени, как
правило, до завершения сеанса подключения.
Цели геолокации:
-
сбор статистических данных о
посетителях сайта;
-
изменение содержание сайта или
блокировка доступа к сайту в целом или к некоторой информации, в
зависимости от географического положения.
Пример
Поисковые системы на один и тот же поисковый запрос могут выдавать
разные результаты в зависимости от географического положения
пользователя.
Пользователям поисковой системы,
проживающим в разных странах, быть выданы разные результаты запросов.
Важно:
Использование геолокации в
результатах запросов поисковых систем - один из многих аргументов,
подтверждающих невозможность дать 100%
гарантии занятия сайтов первых позиций в рейтинге по заранее
заданному ключевому слову.
Точность геолокации
Считается, что точность геолокации
составляет 75-80% для города и 99% для страны.
Примечание:
-
чем крупнее населенный пункт,
тем выше точность его идентификации.
-
информация о реальной географической
принадлежности некоторых
IP-адресов закрыта.
-
получение информации о местонахождении
пользователя по IP - не очень точный способ, т.к. пользователь
может использовать прокси-сервер, подключаться к Интернет спутник, его провайдер
может обслуживать несколько областей и т.п.
-
Прокси-сервер - сервер,
который принимает запросы от пользователей. Избирательность
прокси-сервера позволяет не допустить неизвестных пользователей во
внутреннюю сеть и преградить доступ по неразрешенным
коммуникационным методам.
Прокси-сервер работает как шлюз между разными сетями. Например,
прокси-сервер передает запрос на адрес в Интернете из браузера в
защищенной сети на внешний сервер, а затем возвращает результаты.
-
Возможны случаи сбоя в работе как
серверов, обслуживающих счетчики, так и соединений с данным сервером.
-
Есть вероятность, что у разных посетителей
сайта один и тот же IP-адрес, например, при работе через proxy. Один и
тот же IP-адрес может выдаваться разным пользователям одного провайдера.
-
IP-адрес может быть постоянным, например,
при подключении к Интернету по "выделенной" линии или переменным,
при подключении к Интернету по модемной линии. В этом случае
точность геолокации может различаться.
Примеры применения геолокации
-
Посетители из разных стран могут быть
перенаправлены на национальные зеркала основного сайта.
-
Проведение маркетинговых исследований.
-
Фирма может устанавливать разные цены
на предлагаемые товары и услуги, снижая цены для тех населенных
пунктов, где сильны позиции конкурентов.
-
Для посетителей из разных стран цены
на товары и услуги могут быть указаны в разной валюте.
-
Проведение географического таргетинга
при Интернет-рекламе (контекстной, баннерной и т.д.). В частности
возможно проведение географического таргетинга потребителей рекламы,
указывая город или расстояние от определенного
IP-адреса.
-
Сбор IP-адресов компаний, для того
чтобы рекламодатель мог показывать рекламу только сотрудникам этих
компаний.
-
Благодаря геолокации каждое
государство может защищать в Интернете свои интересы. Так, во
Франции геолокация была узаконена в 2000г., когда местный суд обязал
Yahoo! блокировать доступ французских пользователей к нацистским
лотам на аукционе.
Проблемы для геолокации
-
Местонахождение IP-адресов меняется.
Геолокация разбивает Интернет на части.
-
Не всегда достаточно знать IP-адрес, чтобы
точно определить местоположение пользователя. Для этого современные сервисы
дополнительно отслеживают маршрут пакетов в Интернете, чтобы уже по маршрутизаторам точно определить
местоположение.
Кратко о принципе работы геолокации
При каждом посещении любого сайта, на сервере, на котором расположен
посещаемый сайт, остается запись, содержащая время, дату, IP-адрес и
некоторую другую информацию о посетителе.
По IP-адресу можно:
-
получить имя хоста (если на нем
настроена обратная DNS-зона);
-
сделать трассировку до этого IP-адреса (как
правило, в именах магистральных маршрутизаторов видно название
города);
-
через whois получить информацию о том,
кому он делегирован (как правило, это будет провайдер пользователя).
Развитию применения геолокации
способствовали:
-
системы Интернет-статистики - системы
подсчета посетителей;
-
развитие сервисов, предоставляемых
поисковыми системами.
-
Чем больше сайтов в Интернете, тем
сложнее находить нужную информацию. Повысить релевантность
поисковых запросов можно за счет геолокации.
Пример
Того, кто ищет в поисковой системе
стоматологическую клинику, в большей степени интересуют сайты
клиник, расположенных рядом с местом его проживания. Сайты
расположенных за тысячи километров стоматологических клиник
будут интересны намного меньше.
Базы IP
адресов для геолокации
Для разработки сервиса геолокации
используются как платные, так и бесплатные базы данных
IP-адресов.
Ни одна из баз IP-адресов не идеальна, и нельзя на 100% полагаться на них при определении
реального географического положения.
Важно:
-
При поддержке компании
RU-CENTER создан проект
"География российских IP-адресов
IpGeoBase", разработанный командой
Stat.nic.ru.
-
Цель проекта - создать общедоступный
ресурс географической привязки российских IP-адресов. Кроме того,
создается общедоступная бесплатная база данных такой географической
привязки, которую мог бы использовать для географического таргетинга
любой вебмастер на любом сайте как в Рунете, так и за его пределами.
-
Проект создан на основе данных RIPE DB.
Обновления происходят ежедневно синхронно с обновлениями RIPE DB. В
данный момент реализовано два режима поиска: простой, быстрый поиск
для любого IP-адреса и расширенный поиск.
-
Простой поиск при вводе российских IP
показывает населенный пункт, регион, округ, блок адресов; при вводе
зарубежных адресов система выдает сообщение о том, что IP не
является российским. Расширенный поиск - это альтернатива простого
поиска: можно производить поиск по населенному пункту, региону,
округу, а не по IP-адресу; можно уточнять поиск по имени
организации, которая управляет блоком IP-адресов (имя выбирается из
списка).
-
Базу данных можно скачать и
использовать автономно абсолютно бесплатно. В качестве примера
использования базы данных предоставляется скрипт, написанный на
языке PERL.
Статистика геолокации
Статистические данные геолокации
присутствуют в качестве одного и сервисов практически во всех популярных
систем Интернет-статистики.
Сводные таблицы и графически оформленные
данные геолокации дают большие возможности для проведения маркетинговых
исследований. |